Секрет жизни в том, чтобы семь раз упасть. Но восемь раз подняться!
Занятия с малышами по методике Марии Монтессори
Есть и еще один замечательный человек, совершивший в свое время переворот в подходе занятий с детьми.
Это великолепный итальянский педагог Мария Монтессори.
Она создала систему, которая направлена на воспитание в ребенке, в первую очередь, Личности. Индивидуальность, уникальность, особенность и одаренность каждого отдельно взятого ребенка со своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира, со своим собственным планом развития в методике Монтессори занимает центральное место.
Понятие «Система Монтессори» означает единство и целостность обучения и развития малыша на всех уровнях: философском, психологическом, педагогическом и методическом.
Методика Монтессори - это пример эффективной практической реализации идеи свободного воспитания. Когда ребенку предоставляется достаточно свободы, но и одновременно с этим есть четкие Правила и рамки.
Дети в группах Монтессори общаются и одновременно учатся свободно, без внешнего вмешательства, принуждения и критики.
Мария Монтессори считала, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека
и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации.
И в классах, и группах Монтессори один из важнейших элементов, кроме самого ребенка естественно, является определенным образом сформированное Пространство. Пространство, в котором самому малышу предоставляется возможность выбирать чем ему интересно заниматься именно здесь и сейчас, конкретно в этот день, в эту погоду, в это время суток. И мама, и Монтессори-педагог выступают в роли поддержки, проводника.
Пространство на Монтессори-занятиях "зонируется" определенным образом, и включает в себя:
Зону реальной практической жизни
Тут ребенок осваивает базовые практические навыки, необходимые ему в жизни: самостоятельно одеваться, справляться с такими нужными механизмами, как молнии, шнуровки, пуговицы, замочки. Учится мыть, чистить, пересыпать, переливать, перемешивать. Здесь дети учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику.
Зону творческого развития
Тут все, что необходимо для творчества: краски, карандаши, кисточки, альбом, пластилин, мелки, клей, ножницы. И учимся создавать, творить, вырезать, раскрашивать, рисовать и т.п. Дети развивают свое правое полушарие, получают доступ к творческому потенциалу.
Зону сенсорного развития
Тут происходит изучение окружающего мира. Материалы этой зоны развивают органы чувств малыша. Учимся различать такие понятия, как цвет, вес, высота, длина и др. свойства предметов. Здесь дети играют с различными материалами, изучая их. В этой Зоне малыши осваивают азы причинно-следственных связей и учатся следить глазами слева направо, что помогает перейти к чтению.
В этой же зоне располагаются музыкальные инструменты, коробочки с различными наполнителями, игрушки на различные ощущения (гремящие, шуршащие, пищащие), развивающие коврики. И различные Монтессори-модули для развития тактильных ощущений. Сюда же помещаем коробочки с различными запахами, специями для развития обоняния.
Математическую зону
В нее входят различные пазлы, логические картинки, пирамидки, сортировочные материалы, матрешки, головоломки. Сюда же помещаем все, что поможет заложить малышу основы математики и понятие "количество": счетные палочки, плакаты с цифрами и количественными обозначениями этих цифр, домино с количеством предметов. Здесь могут быть различные игры Никитиных. Материалы этой зоны учат ребенка считать, сравнивать размер, форму, количество и т.д. Развиваем математическое и логическое мышление!
Языковую зону
Здесь осваиваем азы Азбуки. Складываем кубики с буквами, книги, плакаты, занимаемся с буквами, вырезанными из шершавой бумаги (бархатной или наждачной). Ребенок проводит пальчиком по таким буквам и запоминает их контур. Подходят к этой зоне и кубики Зайцева.
Зону естественнонаучного развития
Здесь должны находиться вещи, за которыми может ухаживать ребенок: цветы, которые он поливает, домашние животные, которых нужно кормить. В этой же Зоне располагаем глобусы, карты, карточки с растениями, лото с листьями, цветами, календарь «Времена года», наборы изображений животных, книги по астрономии и т.д. Знакомимся с окружающим миром.
И конечно же, Зону физического развития
Это и мячи, и кегли, и ролики, и шведская стенка, и батуты, и обручи и многое другое. Любые двигательные упражнения по развитию равновесия и координации движений, а также внимания.
Любая Зона находится в пределах роста ребенка, чтобы он легко мог взять интересующую его игрушку и обязательно поставить на место после игры. Одно из немногих Правил в Монтессори-группе: "Прежде чем взять поиграть новый Монтессори-материал, поставь то, с чем ты занимался на прежнее место".
Ребенок САМ выбирает и зону, и конкретный материал, с которым хочет работать. Он может заниматься один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Малыш растет и развивается в собственном темпе и ритме. В системе Монтессори нет соревнования.
Мария Монтессори считала, что дети лучше всего учатся именно тогда, когда они определяют скорость, способы, варианты, ритм и способ научения сами. Ведь ребенок освоит только то, к чему он сам действительно сейчас готов.
«Помоги мне это сделать самому» - это девиз и одноименная книга Марии Монтессори. И родители, и Монтессори-педагог поддерживают, и, лишь иногда, бережно направляют ребенка.
Также Мария Монтессори уделяла огромное значение эмоциональной сфере ребенка. Большое значение она уделяла возможности дать ребёнку развивать своё чувственное восприятие окружающего мира.
Итак, что дают занятия с детьми по методу Монтессори:
1. Развитие самостоятельности и социальных навыков - свободное общение с другими детьми и педагогом.
2. Получение необходимых практических навыков: дети учатся одеваться, мыть руки, причесываться, переливать, пересыпать и т.д.
3. Развитие логического мышления и математического склада ума.
4. Освоение начальных, базовых основ причинно-следственных связей.
5. Развитие естественных навыков и способностей, к которым предрасположен ребенок. Т.к. ребенок учится, следуя собственной мотивации, он развивает именно свой потенциал и свои таланты.
6. Развитие двигательных способностей, развитие мышц, координации движений, общей и мелкой моторики.
7. Знакомство с окружающим миром, растениями, животными, начальные географическими знания.
8. Развитие творческого потенциала.
9. Развитие чувства ответственности, умение соблюдать правила и доводить начатое до конца.
это еще далеко не полный список того, что может получить ваш ребенок на занятиях по методу Монтессори
Мы ждем Вас вместе с вашими малышами в нашем Центре "Со-Развитие"
на занятия "Вместе с мамой" по методике Монтессори.
Добро пожаловать в Пространство Развития и Роста!