Человек способен изменить свою жизнь, меняя всего лишь свою точку зрения.
История НЛП
Начну с главного. Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) это НЕ очередная психологическая теория. И не совсем психологическое направление.
Почему? - спросите вы...
Ну хотя бы потому, что в НЛП нет очередной теории личности.
НЛП изначально создавалось НЕ для психотерапии.
Первостепенные идеи, цели и задачи НЛП заключаются в моделировании выдающихся способностей у себя и других успешных людей, а также в возможности дальнейшего использования этих способностей.
Откуда же начало свой Путь НЛП?
Родина НЛП – Калифорния, прекрасное место, городок Санта-Круз. Именно там, в 1972 году, находилось отделение калифорнийского университета, в котором один из основателей НЛП, Джон Гриндер, работал профессором на кафедре лингвистики, а Ричард Бэндлер – второй основатель НЛП, обучался математике и программированию.
Бэндлер был увлечен работой Фрица Перлза, одного из столпов гештальт-терапии. Он редактировал его книги, смотрел видеозаписи, и, весьма успешно копируя методы его работы, проводил сессии с клиентами и даже семинары. На один из таких семинаров в 1972 году был приглашен Джон Гриндер, увлеченный лингвистикой психолог, бывший ассистент Джорджа Миллера, отца когнитивной психологии. Цель его прихода была проста: понять, как Бэндлер делает то, что он делает и попытаться воспроизвести это. Гриндер попробовал объяснить работу Бэндлера на языке трансформационной грамматики и общей семантики. А помог ему в этом Грегори Бэйтсон – всемирно известный антрополог, кибернетик и лингвист, проживавший по соседству. Вместе они создали дисциплину, основным направлением которой стало моделирование – изучение и воспроизводство поведения «гениев», людей обладающих уникальными способностями.
Кстати, организатором тех семинаров по гештальту был Френк Пьюселик – впоследствии ставший одним из лучших тренеров НЛП, сейчас живущий в Одессе и регулярно проводящий тренинги в Москве и Сантк-Петербурге.
В 1975 году вышла основополагающая книга по НЛП, "Структура магии". В ней были описаны лингвистические паттерны Перлза, а также других известных психотерапевтов того времени: Милтона Эриксона и Вирджинии Сатир. Кроме лингвистики – искусства задавания вопросов и изменения отношения к ситуациям, был описан ряд моделей, позволявшие терапевтам "читать" своих клиентов, словно открытую книгу, и помогать им в разрешении сложных ситуаций. Так появилось классическое НЛП, основной фокус внимания которого – эффективная коммуникация и помощь другим.
Около 1980-го года между основателями НЛП произошел "разлад", в результате которого каждый из них стал двигаться в своем направлении.
Бэндлера заинтересовали субмодальности – тонкие различия в структуре нашего восприятия. Как яркость вспоминаемой "картинки" зависит от интенсивности переживаний? Как, управляя этими вещами, мы можем менять наше восприятие и отношение к ситуациям? Такими вопросами задался Бэндлер, и его дальнейшие исследования вертелись вокруг этой темы. Сейчас Ричард ведет тренинги по Design Human Engineering (DHE), что примерно можно перевести как "инженерное моделирование человека". Это способ "встраивать" себе внутрь различные "приборы": часы, компасы, регуляторы пульса – и таким образом управлять собой. Кроме того, Бэндлер ведет семинары по Neuro-Hypnotic Repatterning – "нейро-гипнотическому перепрограммированию", модель, которая представляет собой рафинированные паттерны гипноза Милтона Эриксона.
Джон Гриндер пошел другой, хотя в чем-то очень похожей дорогой. В середине 80-х он по его словам, "оглядел мир НЛП и обнаружил, что многие люди, преуспевшие во влиянии на других явно не способны помочь сами себе". Тогда он создал подход, известный как "Новый Код НЛП", предназначенный для самоприменения. Основная идея Нового кода – работа с состояниями и доверие бессознательному, использование его ресурсов для принятия решений.
В конце 1980-годов из НЛП выделились еще несколько групп со своими, оригинальными подходами. Среди них можно назвать доктора антропологии — Джудит Дэлозье, профессионального практикующего психотерапевта Лесли Кэмерон, Энтони Роббинса, отца лайф-коучинга, Тодда Джеймса, развивающего подход под названием "терапия на линии времени" и, конечно же, Роберта Дилтса, который изрядно разбавил НЛП теорией систем и другими аналитическими методами. Роберт Дилтс чуть позже создал школу, известную как "Системное НЛП".
И все эти люди, а сейчас и мы с вами, те, кто интересуется и занимается искусством НЛП, открываем для себя и других различные приемы и методы, при помощи которых идентифицируются и описываются стереотипы вербального и невербального поведения людей, то есть ключевые моменты того, что люди говорят и делают успешные люди.
Ведь первостепенные цели НЛП заключаются именно в моделировании выдающихся способностей у себя и других успешных людей, а также в возможности использования этих способностей. Ведь если хотя бы один человек умеет делать что-то эффективно, то этому могут научиться и делать другие!
Примерно тогда же, в конце 1980-х, НЛП попало в Россию. Первые российские НЛП-Практики из Новосибирска проходили обучение у Джона Гриндера в Калифорнии. Они создали базис – площадку для "заезжих звезд" и последующее поколение российских тренеров училось уже в России. Пожалуй, самые известные и частые гости – Энн Энтус и Мэрелин Аткинсон, коллеги Роберта Дилтса. Соответственно, большая часть российского НЛП – это "Системное НЛП". Кроме того, два раза в нашей стране проводил семинары Джон Гриндер: в 1997 и 2004 году. У него учились практически все российские тренера Нового кода. Ричард Бэндлер в России не бывал – однако, несколько тренеров (их число измеряется единицами) обучались у него в Великобритании и даже прошли сертификацию.
В статье использовались материалы статьи С.Бородиной "Краткая история НЛП"