Психологические факторы социальной успешности женщин в условиях экономического кризиса.

В современной ситуации и, особенно в условиях жизни в мегаполисе, необходимыми качествами для выживания являются стрессоустойчивость и эмоциональная стабильность. Текущий экономический кризис значительно подорвал механизмы психологической защиты подавляющего большинства людей, однако наиболее уязвимыми (применительно к Российским реалиям) оказались женщины, которые одни из первых попадают в группы риска.

Данная ситуация становится особо стрессогенной в связи с потерей рабочих мест, снижением заработной платы, и невозможностью удовлетворять элементарные человеческие потребности. Решать эту проблему только на психологическом уровне недостаточно. Требуется кардинальные меры к снятию как экономически объективных, так и психологических проблем.
Проблема выявления психологических факторов, влияющих на успешность женщины вообще и в условиях экономического кризиса, в частности, в теоретическом аспекте и в общепсихологическом плане изучалась мало. И это исследование направлено на преодоление этого пробела.
Экспериментальные исследования доказывают существование зависимости стрессоустойчивости от успешности и влияние притязаний на успешность на стрессоустойчивость. Данные зависимости приводят к выводу о том, что воздействуя на один из компонентов этой системы, можно изменить ее в целом.
Немаловажную роль в ресурсной возможности достижения успеха играет мотивация. Важно мотивировать женщин на достижение успеха, работать в направлении помощи их самореализации, раскрытия их потенциала и использования его не только в быту, но и в профессиональной, социальной и прочих сферах жизни.
Проблеме мотивации достижения посвящено большое число теоретических и эмпирических исследований, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Феномен мотивации достижения и его взаимосвязь с поведением и деятельностью изучали следующие авторы: социальный немецко-американский психолог К.Левин, современные российские психологи Ю.М. Орлов, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, В.В. Шипилина и др. В сфере социализации и гендерных различий в процессе деятельности работал социальный психолог, доктор психологических наук Р.Л.Кричевский[1]. Мотивация достижения рассматривалась также как структурное образование, мотивы которой достижение успеха и избежание неудачи состоят из следующих компонентов: потребность достижения цели и ее антиципация, инструментальная активность, аффективное состояние, результат деятельности и отношение к этому окружающих. В этой области работали американские психологи Д. Мак-Клелланд и его ученик Дж. Аткинсон и немецкий ученый Хайнц Хекхаузен).
Само слово успех, если вдуматься в значение его исконного смысла, связано с понятием «успеть». «Успешный» – значит успевающий, «успевающий» – делающий нечто вовремя, умеющий согласовывать свои планы и устремления с реальными координатами жизненного времени. Успешный человек – это человек, ставящий перед собой перспективные цели и умеющий грамотно их достигать: своевременно, с минимальными затратами энергии, в гармонии с жизнью и обстоятельствами. Подлинный успех не есть только удовлетворение базовых потребностей, но ощущение развития, роста.
Что является критерием успеха? У этой проблемы две стороны – внешняя и внутренняя. С внешней стороны критерии успешности – это материальное и социальное благополучие человека. Внутренний критерий успешности – ощущение гармоничности своей жизни, удовлетворенность от обладания приобретенными благами, позитивное мировосприятие; отсутствие чувства нереализованности. Итак, начальное изучение проблемы успешности привело к выводу, что есть два основных типа успешных людей: делающие акцент на внешний успех (люди карьеры и славы) и ориентирующиеся больше на внутреннее состояние.
Рассматривая успешность в качестве основной характеристики человеческой деятельности, можно отметить следующее. Успешность определяется, во-первых, как одна из базовых потребностей индивида, являясь стимулом его поступков; во-вторых, это основной мотив поведения, цель, на достижение которой направлены значительные усилия индивида; и, в-третьих, как результат эффективной деятельности, предстающий в качестве оценки, как со стороны самого индивида, так и со стороны окружающих.
Что содержит в себе понятие успешность для современной женщины? Проведенный анализ позволил выделить четыре основных значения: благополучная социализация индивида; социально-экономический аспект успешности; ресурсы в достижении успешности; результат деятельности. Наряду с успешностью существуют и другие, родственные ей, категории. Так, категория достижения, которая может рассматриваться как активность, стремление к получению чего-либо, или достижение как свершившийся факт.
Изучение стрессоустойчивости как фактора успешности личности способствует разработке и оптимизации программ по адаптации, повышению эффективности личности не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Выяснение мотивов к достижению и понимания успешности различными социальными группами, в свою очередь, служит хорошей базой для разработки тренингов. Безусловно, данные подобных исследований найдут применение в кадровых и HR-агенствах, при консультировании и т.д.
Жизнь человека невозможно понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления, ценности, мечты, которым он придает особый, положительный жизненный смысл. Выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн считал, что специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. Через неё человек реализует свои цели, замыслы и идеи в преобразуемой им действительности.[2]
Ученик З. Фрейда, австрийский психолог и психиатр, А. Адлер, утверждая, что человек стремится к совершенству, исходил из соображения, что люди тянутся вперед - они всегда находятся в движении к личностно-значимым целям в жизни.
Американский психолог, основатель гуманистической психологии А. Маслоу[3] считал, что человек - существо желающее. Человек редко бывает полностью удовлетворен, а если и бывает, то очень недолго. «Желание непрекращающееся и неизбывное является характерной особенностью человека, оно сопровождает его на протяжении всей жизни». Маслоу считал потребности человека врожденными и организованными в иерархическую систему, в основе которой он ставил принцип самоактуализации.
Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен американским психологом Г. Мюрреем и понимался как устойчивое стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле. В процессе дальнейших исследований этого мотива такими учеными как Д. Мак-Клелланд и Х.Хекхаузен[4] были выявлены две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив достижения в данном случае показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей. В отечественной психологии мотивация достижения, а также тесно связанная с ней тема уровня притязаний исследовалась такими специалистами, как М. Ш. Магомед-Эминов, Т. В. Корнилова, И. М. Палей и многими другими.
Данные исследований, посвященных изучению мотивации человеческой деятельности, а также данные исследований личности показывают, что успешность человеческой деятельности определяется тремя факторами: силой мотивации (стремлением к успеху), наличием в ценностной системе человека ценностей достижения, а также освоением необходимых навыков и умений.
В работе ученика К.Левина Ф. Хоппе, посвященной «успеху и неудаче», понятие уровня притязаний заняло важное место в исследовании мотивации и со временем проникло в обиходный язык. Прежде всего, Хоппе решил выяснить, от чего зависит переживание достигнутого результата как успеха или неудачи, поскольку то же самое достижение для одного испытуемого может означать успех, а для другого - неудачу. Как показали результаты исследований, переживание успеха или неудачи зависит от уровня притязаний. Если новый результат достигает или превышает этот уровень, появляется ощущение успеха, если же не достигает – неудачи. Успех и неудача непосредственно отражается на уровне притязаний следующего выполнения. После успеха уровень притязаний, как правило, повышается, а после неудачи – снижается. Подробно о самом эксперименте и о его результатах писала советский психолог Б.В.Зейгарник в работе «Патопсихология»[5].
Половая принадлежность работника как фактор его профессиональной успешности сейчас активно обсуждается в деловом мире, теории и практике подбора кадров и управления. Основываясь на опыте работы и общении со специалистами из различных профессиональных сфер можно сказать, что в последние годы выделяются четыре позиции относительно данного вопроса:
1. Мужчина эффективнее женщины как в управлении, так и в исполнительской деятельности.
2. Женщина эффективнее мужчины как в управлении, так и в исполнительской деятельности.
3. Мужчина и женщина имеют одинаковую эффективность, но разные критерии успешности.
4. Не имеет значения, кто конкретно работает, мужчина или женщина, главное, чтобы работник обладал профессиональными знаниями, опытом, дисциплинированностью и преданностью компании.
На мой взгляд, социальные условия в настоящее время в России таковы, а опыт совместной работы мужчин и женщин в решении различных проблем так обширен и длителен, что нужно говорить не о противостоянии мужчин и женщин в деловой сфере. Необходимо искать средства и способы равноправного сотрудничества мужчин и женщин на основе принципа дополнительности. Профессиональная успешность и успешность вообще как мужчин, так и женщин, в меньшей степени зависит от их пола, а в большей - от их стиля поведения в конкретных ситуациях, в которых им приходится жить и работать.

 

Одним из эффективных инструментов повышения активности является коучинг. В коучинге переплелись вековая мудрость древних и современные бизнес-технологии. По одной из версий, коучинг зародился в 80-х годах прошлого столетия. Ключевыми фигурами этого процесса стали: Томас Леонард - основатель персонального коучинга, Тимоти Голлвей[6] - идеологический предтеча коучинга, тренер по теннису и Джон Уитмор[7] - основатель корпоративного бизнес-направления и менеджмента в коучинге.
Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ (470-399 г. до н.э.), но его философия не нашла должного понимания в обществе: "Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать"[8].
По определению, коучинг - это технология для раскрытия потенциала человека. Однако это больше, чем технология, это способ мышления. Основная задача коучинга - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. Коучинг - это технология, перемещающая из зоны проблемы в зону эффективного решения. Коуч фокусируется на созидании, на достижении целей, на создании результатов. Его клиент - человек, который хочет идти к своим целям. Коучинг начинается с вопроса: «Чего ты хочешь?». Если клиент не определился с ответом, коуч поможет ему выяснить его истинные желания и поддержит на пути обретения этой истины. Коуч не учит своего клиента, как делать, он создает условия для того, чтобы обучаемый понял самостоятельно, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее целесообразный (удобный, приемлемый) способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели (принцип самостоятельности клиента). Также в процедуре коучинга гармонично сочетаются два принципа: принцип осознанности и принцип ответственности. В случае, когда человек действует в соответствии с принципами коучинга, он свободен. Основной постулат заключается в том, что каждый человек способен найти оптимальные для себя пути достижения целей и выбрать оптимальный темп движения.
Коучинг хорошо приспособлен к бешеному ритму современной жизни. Каждая коуч-консультация нацелена на то, чтобы удовлетворить личные и профессиональные потребности клиента и способствовать достижению его целей. Клиентами коучинга могут быть все без исключения люди. Существует единственное требование - активное включение самого человека в процесс исследования собственной жизни, желание как можно более открыто и честно посмотреть на нее.
Коучинг не имеет одного единственно верного варианта реализации. Его рамки определяют стремление к осознанию действительности за счет получения достоверной информации о ней и основанное на самоуважении, самомотивации, опоре на свои силы, принятие ответственности за свои действия и жизнь в целом. Его основным инструментом служат: активное слушание, вопросные технологии, эффективные вопросы (подобные тем, которые использовал Сократ), элементы тренинга, элементы и техники НЛП.
Непроясненность категориальных оснований и ограничений более всего сказалась на понятии стресса, так как из конкретно - научного понятия он перерос в универсальное. По словам Л.С.Выготского, объем понятия возрос и перешел свои пределы. Но это вовсе не означает упразднение его из научной психологии, просто понятие стресса стало намного шире.
По замечанию одного из исследователей стресса Р. Люфта, многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит в своей кровати, Г. Селье[9] полагает, что даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс, и приравнивает отсутствие стресса к смерти. Он же отмечает, что слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение довольно трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь.
Стресс - неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. В соответствии с системным подходом, в наше время, стресс изучается с позиций физиологического, психологического, и поведенческого уровней. Одна из первых таких попыток была предпринята Р.Лазарусом.
Под эмоциональным стрессом отечественные биологи Г.Н.Кассиль, М.Н. Русалова, Л.А.Китаев-Смык и некоторые другие исследователи понимают широкий круг изменений психических и поведенческих проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических показателей и другими реакциями.
Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды. Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешности.
Инструментарий для выявления уровней стрессоустойчивости и сформированности притязаний на успешность состоял из следующих методик и шкал:
1. Методика определения нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе «Прогноз».
2. Диагностика мотивации успеха или боязни неудачи Реана А.А.
3. Шкала оценки потребности в достижении Ю.М.Орлова[10].
4. Авторский опросник выявления готовности к успешной деятельности.
Исследовались две группы респондентов, по 25 человек в каждой группе. Одна группа являлась экспериментальной, с которой после первичного исследования проводилась психокоррекционная работа в виде тренингов личностного роста и повышении мотивации достижения, а также индивидуальный курс коучинга. Вторая группа являлась контрольной.
Для сравнительного анализа количественного состава участников экспериментальной и контрольной групп эксперимента первоначально был проведен анализ результатов отдельно по каждому из используемых в комплексной методике исследования опросникам. Полученные результаты стали основанием для распределения респондентов экспериментальной и контрольной групп по условно выделенным уровням сформированности притязаний на успешность.
В результате исследований были выявлены следующие результаты: С высоким уровнем сформированности притязаний на успешность 4% (1 человек) в экспериментальной и 8% (2 человека) в контрольной группе, со средним – 84% (21 человек) и 72% (18 человек) соответственно, и с низким уровнем 12% (3 человека) в экспериментальной и 20% (5 человек) в контрольной группе. Как и в экспериментальной, так и в контрольной группах преобладает средний уровень, поэтому возникает необходимость планомерной последовательной психокоррекционной работы. Описание данной работы представлено в следующем разделе.

Психокоррекционная работа проводилась с учетом выделенных уровней притязаний на успешность по Авторской программе психокоррекционной работы и решала задачу последовательного перехода с низких на более высокие уровни. То есть каждому уровню соответствовали конкретные задания, упражнения, деловые игры, которые проводились как в группе, так и индивидуально. Для респондентов с низким уровнем притязаний на успешность предлагалась групповая работа на устранение негативных эмоциональных состояний и их причин с помощью аутотренинга «Повышение психологической устойчивости» и тренинга-практикума Повышение стрессоустойчивости». С респондентами со средним уровнем проводился групповой тренинг-практикум «Повышение стреессоустойчивости» и индивидуальный коучинг. Для респондентов с высоким уровнем притязаний на успешность предлагался тренинг «Привлечение успеха» и индивидуальный коучинг.
Ниже представлено краткое описание Программы психокоррекционной работы.
1. Групповой тренинг-практикум «Повышение стрессоустойчивости»
а. Базовые принципы саморегуляции.
Понятие стресса и стрессоустойчивости. Источники стресса. Способы распознавания стресса: самодиагностика. Адаптационные возможности человека, использование внутренних ресурсов. Возможности подсознания.
б. Методы саморегуляции эмоциональных состояний.
Работа в ситуации информационной перегрузки. Качества, повышающие стрессоустойчивость личности. Методы психологической саморегуляции. Техника «Быстрый отдых». Приемы массажа и самомассажа. Дыхательные техники. Аутогенная тренировка. Визуализация и медитация.
в. Факторы урегулирования конфликтов.
Виды конфликтов и стилей поведения в конфликтных ситуациях. Динамика развития, техники разрешения. Конструктивное урегулирование конфликтов. Феномен манипуляции. Конфликты и личностное развитие.
Данный тренинг помогает участникам развить устойчивость к стрессовым воздействиям, повысить общую работоспособность и выносливость, получить доступ к внутренним ресурсам организма, освоить набор восстановительных техник и пополнить арсенал индивидуальных способов регуляции эмоционального и физического состояния.
2. Методика повышения психологической устойчивости

По повышению психологической устойчивости и научению контролировать свои эмоции и страхи была предложена методика Хасая Алиева «Ключ к себе»[11].
Этот способ тренировки в системе Ключ называется "Антистрессовой подготовкой", которую нужно проводить обязательно в комплексе с элементами процедуры комфортизации, начиная тренировку с настройкой на то, что в результате тренировки должно появиться чувство бодрости, полноты сил и энергии.
3. Тренинг «Привлечение успеха».
Визуализация ситуаций успеха. Цель этого тренинга - заставить человека осознать, что он вправе гордиться собой. Эти положительные чувства вызывают и заставляют вновь пережить ощущение успеха, которое послужит основой его будущих удач. Успех влечет за собой новый успех. Чем больше и чаще человек будет ощущать исходящую от этих предыдущих побед энергию победителя, тем больше он будет привлекать к себе положительную энергию успеха извне.
4. Индивидуальный коучинг
Коучинг работает на уровне сознания и служит для расширения границ осознания действительности в ходе анализа поставленной задачи. Сбор всей необходимой информации для решения задачи и ее анализ производятся клиентом самостоятельно при содействии коуча. Для этого используются специальные техники, главные из которых - вопросные технологии коучинга: РОСТ, GROW, SMART и т.д..
Модель РОСТ:
1. Расстановка целей (Что ты хочешь?). Выявляем запросы и мотивы.
2. Обследование текущей ситуации (Что происходит сейчас?)
3. Список возможностей (Что ты можешь сделать?). Обсуждаем варианты решения заданного запроса и определяем временные рамки.
4. Твоя воля (Что ты будешь делать?) Поиск вариантов решения проблемы и мероприятия по переносу полученных навыков в необходимую среду.
После коуч-сессии появляется более четкое осознание целей и задач; обеспечивается более точный анализ ситуации; появляется уверенность у человека в своих способностях и возможностях; люди творчески включаются в достижение своих целей; находятся новые ресурсы и резервы.
Еще одна модель проведения сессии называется SMART (пер. с англ. – «умный», акроним) – стандарт постановки целей, который задает требования к эффективно сформулированной цели.
Схема SMART. Требования к цели.
Specific. Конкретны. Ваши цели должны быть очень конкретны.
Measurable Измеримы. Чтобы Вы смогли узнать, что Вы их достигли.
Achievable Достижимы. Вы должны чувствовать, что можете их достичь в оговоренный срок.
Relevant Релевантны Ваши цели должны соотноситься с другими более общими и стратегическими целями.
Timebound Определены во времени

После психокоррекционной работы по повышению стрессоустойчивости и успешности было проведено повторное психодиагностическое исследование для того, чтобы посмотреть динамику. По результатам повторной диагностики после психокоррекционной работы по «Программе развития притязаний на успешность» у респондентов всех уровней экспериментальной группы выявлен значительный рост притязаний на успешность.
Высокий уровень притязаний на успешность стал более многочисленным (4% до и 28% после психокоррекционной работы), а низкий уровень (12% до и 0% после) полностью перешел в более развитый – средний (84% до и 72% после психокоррекционной работы).
Очевидно, что психокоррекционная работа по «Программе развития притязаний на успешность» является не только целесообразной, но и эффективной, и своевременной.
Для достижения оптимального результата использовались самые эффективные методы работы на уровне и сознания, и подсознания.
Проведенное исследование подтверждает несомненную актуальность проблемы формирования притязаний на успешность. Дальнейшее исследование притязаний на успех и формирование притязаний на успешность применимо и для других половозрастных групп.

Литература

[1] Кричевский Р.Л. Психология лидерства. – М., 2007. – 544 с

[2] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. – 650 с

[3] Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999

[4] Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения, СПб, 2001

[5] Б.В.Зейгарник «Патопсихология», М., 1986

[6] Голлвей Т. "Внутренняя игра в работе" – М., 2000.

[7] Уитмор Дж. "Коучинг для производительности", - Спб, 1992

[8] Майлз Дауни Эффективный коучинг. Уроки тренера коучей,, М., 2005.- 144 с.

[9] Селье Г. Когда стресс не приносит горя. – М., 1992

[10] Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: 2004. – 672 с

[11] Алиев Х.М. Ключ к себе. Этюды о саморегуляции, М., 1990. -223 с.

[12] Леонард Т. Книга о коучинге, (6-е издание). - Спб., 1998.

[13] Леонард Т. 28 принципов привлекательности, - М., 1998