«Коактивность» в коактивном коучинге

Одной из ярких работ по коучингу, изданных в последнее время, является книга «Коактивный коучинг» Лауры Уитворт, написанная в соавторстве с ее коллегами из Coaches Training Institute – Генри Кимси-Хаузом и Карен Кимси-Хауз. Книга представляет уникальный целостный подход к коучингу личностного и профессионального роста, который они назвали «Коактивный коучинг».

Буквально термин «коактивность» переводится как «совместная деятельность». В настоящей работе мы хотели бы подробно проанализировать различные проявления Коактивность в модели коактивного коучинга и их импликации в практическом взаимодействии между коучем и клиентом.

Лаура Уитворт определяет коакитвный коучинг как альянс двух равноправных партнеров (коуч и клиент), направленный на удовлетворение потребностей клиента . 4 принципа коактивного коучинга включают в себя следующие установки:

  1. Клиент изначально является творческой, целостной личностью и обладает соответствующими ресурсами
  2. Коактивный коучинг обращается ко всей жизни клиента в целом
  3. Постановка задачи исходит от клиента
  4. Отношения между коучем и клиентом представляют собой целенаправленный альянс

Эти принципы сразу же закладывают отношение ко взаимодействию коуч/клиент как к единой системе. Части этой системы – это: 1) Клиент в полном спектре проявлений своей личности; 2) Коуч – собственно как коуч и 3) Коуч, как индивидуум – все остальные грани личности коуча. В этой системе выделяется подсистема «1»-«2», то есть Клиент/Коуч, которая как раз и становится целенаправленным альянсом, где цели системы задаются личными интересами клиента. Личная жизнь коуча «3», несомненно, оказывает существенное влияние на этот альянс, но при данном подходе это рассматривается как фактор окружающей среды.

Такой системный подход к отношениям коучинга естественным образом подразумевает коактивность – совместную деятельность, ибо самостоятельные части системы по определению взаимодействуют друг с другом «на равных». В модели коактивного коучинга в центре системы лежит сценарий клиента. Задачи клиента связаны с тремя основными принципами жизни: Самореализацией, Балансом и Процессом. В своей работе коуч помогает клиенту прояснить для себя и работать над достижением желаемых результатах в этих трех областях.

В коучинге самореализации коуч помогает клиенту самому определить, что это для него такое. Самореализация – это состояние, связанное с глубинными ценностями клиента, состояние, которое часто ускользает от него в водовороте событий, и к которому для него так важно постоянно возвращаться. Работая с самореализацией, коуч помогает клиенту задуматься над своей Целью Жизни, построить Образ-Себя-В-Будущем, осознать, что ему «для счастья надо».

В коучинге баланса, коуч помогает клиенту проанализировать перспективы, планировать, принять ответственность и перейти к действию. Это – процедура принятия оптимального решения и его выполнения, с учетом всех – и личностного и профессионального развития. Наиболее наглядными инструментами здесь являются «Колесо жизненного баланса» и «Колесо перспектив».

В коучинге процесса, коуч поддерживает клиента «здесь и сейчас», в настоящем. Он плывет рядом с клиентом по течению реки жизни, помогая ему осознавать и поддерживая его в текущей ситуации – будь то гладкое течение, водоворот или пенный котел. Техники подстройки и эмоциональной поддержки и направленности на решение – это то, что используется здесь.

Таким образом, на уровне ядра модели, деятельность клиента заключается в прояснении, формировании и реализации собственного сценария, в то время как коуч искусно фасилитирует эту деятельность – в индивидуальной коммуникации, а также с использованием структурирующих элементов. Для коуча важно отделять роль коуча от других ролей в своей жизни и работать над их гармонизацией с целью поддержания эффективности и «чистоты» отношений коучинга.

Отношения коучинга начинают выстраиваться с первой сессии. Конфиденциальность, доверие, правдивость и «просторность» – формирование и углубление этих аспектов взаимоотношений составляет важную компоненту в целенаправленной деятельности коуча. Сердцем коучинга является разрешение, то есть вся деятельность коуча строится с разрешения клиента, и коуч в явной или неявной форме запрашивает его. В ходе первой сессии коуч совместно с клиентом проводят «инвентаризацию», устанавливая, где клиент сейчас находится в своей жизни, и как он туда попал. Они также обсуждают и проясняют глобальные цели клиента, образ его желаемого результата с учетом его имеющихся обязательств и привычек. Обсуждаются логистики и административные вопросы, техники, которые соб ира ется использовать коуч, проясняются взаимные ожидания. Таковы некоторые конкретные аспекты «коактивности» коуча и клиента.

Сами отношения коучинга, в соответствие с моделью «коактивного коучинга», развиваются в пяти контекстах: 1) слушание; 2) интуиция; 3) любознательность; 4) деятельность/обучение; 5) управление собой. Каждый из этих контекстов включает в «коактивность» как коуча, так и клиента.

Лаура Уитворт выделяет три уровня слушания: поверхностное, сфокусированное и глобальное/всеобъемлющее. На первом уровне человек слушает главным образом себя и свои мысли, причем поверхностные. На втором уровне человек начинает по-настоящему слышать другого. При этом он начинает периферийно слышать также и голос своей интуиции – что-то, что ускользало на первом уровне. И, наконец, на третьем уровне человек глубоко слышит не только мысли и чувства клиента и собственную интуицию, но также воспринимает все вербальные и невербальные послания окружающей среды.

Клиент изначально, как правило, находится на первом уровне. Но в ходе развития взаимоотношений коучинга, коуч часто подталкивает его овладевать вторым и даже третьим уровням – ощущая себя неотъемлемой частью большей, глобальной системы. Для коуча же чрезвычайно важно находиться на втором или третьем уровне с самого начала. К навыкам слушания здесь естественным образом подключаются другие коммуникативные техники как: проговаривание, уточнение, мета-формат, метафоры, принятие и признание.

Вторым важным контекстом совместной работы коуча и клиента является обращение к голосу интуиции. В ходе «танца с клиентом» коучу чрезвычайно важно прислушиваться к собственной интуиции, чтобы предчувствовать, в каком направлении потечет «поток» и приложить усилия в том же направлении. В свою очередь для клиента интуиция также открывает поток инсайтов, и одна из задач коуча стимулировать и поощрять обращение к интуиции в своем партнере. Здесь авторы приводят описание таких навыков, как вмешательства и умения высказать то, что пришло в голову.

Третьим контекстом разворачивания взаимоотношений является любознательность или интерес. Здесь, опять таки, коуч проявляет живой интерес к личности клиента, и выражает это вопросами. Причем Лаура Уитворт выделяет ценность использования не просто открытых вопросов, но, более того, «любопытствующих» открытых вопросов – тех, что апеллируют к ценностям клиента. Вот примеры некоторых из них:

Получение информации

Интерес

Какие темы Вы планируете включить в свой отчет?

Что Вам даст завершение этого отчета?

Сколько упражнений в неделю Вам требуется?

А что для Вас значит «быть в форме»?

Какие возможности обучения Вам доступны?

Что бы Вам хотелось узнать, чего Вы сейчас не знаете?

Проявляя любопытство сам, коуч старается «заразить» любопытством к жизни и клиента. Неожиданные открытые вопросы, задания на «исследование жизни» – это некоторые из приемов, используемых коучем. Клиент открывает для себя новые измерения своей жизни, и начинает развиваться в них. Хотя любопытство добавляет непредсказуемости к процессу коучинга, синхронизация с «потоком», тем не менее, позволяет коучу контролировать течение разговора и направлять его к будущему, прорисованному клиентом.

Четвертым контекстом коактивного коучинга является собственно деятельность/обучение. Лаура Уитворт специально подчеркивает важность осознания обучающего аспекта процесса коучинга, поскольку по его завершению клиент не только решает свою задачу, но и обучается навыкам решать новые задачи в будущем. Хотя всю деятельность выполняет сам клиент, коуч здесь играет роль поддерживающей структуры или стимула – как в логическом, так и эмоциональном плане. С разрешения клиента, он следит за выполнением клиентом своих обязательств, использует меры поощрения или «штрафов», используя их «корректные» дозы. Он фасилитирует мозговые штурмы, планирование клиентом своих шагов, обращается к нему с просьбами, бросает вызов, призывает на помощь разнообразные структурирующие элементы. Таким образом, это самый кипучий контекст совместной деятельности коуча и клиента. Причем… коуч также многому учится.

И, наконец, пятым контекстом коучинга в этой модели является управление собой. С использованием разнообразных техник, коуч помогает клиенту справиться со своими «гремлинами», обходить негативные паттерны, прояснять будущее. В свою очередь, для коуча эта сфера также важна – вспомним часть «3» системы. Работа по управлению собой для коуча означает создание экологичной среды, содействующей развитию отношений коучинга.

Таким образом, мы видим, что процесс коактивного коучинга – это действительно непрерывная совместная деятельность, в которой как коуч, так и клиент каждый имеют свои роли. Клиент сам совершает все шаги по прояснению и достижению своих целей, а коуч фасилитирует эту деятельность, и в целом они как единое целое продвигаются к целям, поставленным клиентом. Заключая словами самой Лауры Уитворт, процесс коактивного коучинга – это спонтанный танец, следующий моменту.