Принцип Позитивных Намерений

Позитивное намерение - один из наиболее важных, но часто не понимаемых ( и потому спорных) принципов НЛП, который констатирует, что на определенных уровнях наше поведение всегда (или в какой то момент) руководствуется "позитивным намерением". Другими словами можно сказать, что за любым нашим поведением всегда (или в какой то момент) стоит 'позитивная цель'.

Такое позитивное намерение, как "защита" часто стоит за "агрессивным поведением". За "страхом" - стоит желание и цель "обезопасить" себя. За "гневом" может быть такая позитивная цель, как сохранение дистанции. Позитивной целью "ненависти" может быть побуждение человека к действию. Позитивные намерения, стоящие за "нежеланием что-либо менять", могут быть продиктованы целым рядом проблем; таких как признание, уважение, дань прошлому, а так же потребностью защитить себя, оставаясь с чем-то знакомым и попыткой опереться на какие-то положительные моменты в прошлом и т. д .

Даже физические симптомы могут служить позитивной цели. НЛП рассматривает любые симптомы, включая физические; например, способ сообщить, что происходит что-то не так. Физические симптомы часто дают людям понять, что нарушен внутренний баланс. Иногда, даже физическая боль является признаком исцеления.

В некоторых случаях, отдельная проблема поведения или симптом может отвечать сразу многим позитивным намерениям. Я работал с людьми, которые хотели бросить курить и в процессе обнаружили, что курение служит многим позитивным целям. Они курили утром, чтобы проснуться, в течении дня, чтобы снизить напряжение, концентрацию и что парадоксально, чтобы "не забывать дышать". Они курили ночью, чтобы расслабиться. Часто курение служит способом спрятать или завуалировать отрицательные эмоции. Вероятно, самое важное, что курение было тем единственным, что они делали "только для себя ", для внесения какого то удовольствия в жизнь.

Другой основополагающий принцип НЛП заключается в том что полезно отделять "поведение" от самой "личности" - тем самым, делая акценты на позитивных намерениях, функциях и убеждениях, которые вырабатывают это поведение. Другими словами можно сказать, что более ценно, экологично и продуктивно реагировать на "глубинную структуру" проблематичного поведения, чем на его поверхностное выражение.

Следствием сочетания этого принципа с принципом позитивного намерения является изменение поведения, или установление альтернативы. Новые выборы должны, каким то образом, отвечать позитивным целям предыдущего поведения. Когда позитивные намерения и цели проблемного состояния или симптома не осуществлены, то по иронии судьбы даже "нормальные" или "желаемые" поведения могут привести к эквивалентно - проблематичным или патологическим результатам. Человек, который перестает быть агрессивным, для примера, но не имеет другого пути защитить себя, просто меняет один набор проблем на другой. Желание бросить курить, не найдя при этом альтернативной замены, может обернуться кошмаром новых проблем.

В соответствии с другим основополагающим принципом НЛП - таким как "подстройка" и "ведение" - эффективное изменение могло бы включить в себя, в первую очередь, "подстройку" признанием позитивных намерений за существующим поведением. "Ведение" включает в себя помощь личности в расширении его или ее карты мира, чтобы найти больше подходящих выборов для успешного достижения позитивных намерений. Эти выборы позволили бы человеку сохранить позитивные намерения и цели несмотря на разнообразие средств. Именно в этом и состоит техника НЛП которая называется "рефрейминг".

Почему люди не принимают принцип позитивного намерения.

С одной стороны принцип позитивного намерения и подходящих изменений, описанных выше - кажется вполне естественным и эффективным. Еще много критики и усмешек, даже среди членов сообщества НЛП, вызывает выражение "позитивное намерение". Это связано с тем, что в нем больше философии и теории, чем практики, а также убеждением, что это явно опасно. Признать и ответить на некоторые из этих опасений - цель этой статьи.

Понятие позитивное намерение больше философское, чем научное. Его нельзя доказать.

На самом деле, принцип позитивного намерения имеет корни не в религии или романтическом идеализме, а скорее в научных дисциплинах системных теорий. Фундаментальная предпосылка принципа позитивного намерения состоит в системах (особенно самоорганизация или "кибернетические" системы) приспособленных к адаптации. Это ,как бы, тенденция в сторону оптимизации некоторых важных элементов системы, или их баланс. Таким образом, конечная цель всех действий, ответов или поведений внутри системы - есть "адаптация", или было адаптировано теми поведениями, которые были первоначально утверждены.
В самом деле, невозможно обоснованно "доказать", что за отдельным поведением действительно стоит позитивное намерение, поэтому рассмотрим это как "прессупозицию", то есть предполагаемое, но не доказанное. Похоже, невозможно "доказать", что "карта - не территория" и что нет "единой правильной карты мира". Все это - основа эпистемологии НЛП - т.е. основные убеждения, на которых базируются остальные.

Принципы и предположения НЛП сходны с фундаментальными понятиями Евклидовой геометрии. Он, например, строил свою геометрию на понятии "начало". Оно определено как "суть, имеющая позицию, но не имеющая свойств" - нет размера, массы, цвета, формы. Конечно, невозможно доказать, что начало действительно не имеет цвета, массы, размера и т.д. И, тем не менее, если вы примете эту прессупозицию вместе с некоторыми другими , вы можете выстроить целую геометрическую систему. И вот тогда выводы этой системы могут быть доказаны при сохранении уважения к фундаментальным, но не доказанным понятиям. Важно осознать, что для создания геометрии необязательно принимать Евклидову теорию. Есть и другие геометрии, основанные на иных прессупозициях. (Для примера, МИТ математик Сеймур Папперт /1980/ создал свою очаровательную "Черепаховую геометрию" для детей, заменяя понятие "начало" на "черепаха". "Черепаха" стала сущностью, которая имела местонахождение и направление.)

Таким образом, принимая принцип позитивного намерения, вы начинаете верить в него. Во многих случаях понятие позитивного намерения, вероятно, является одухотворенной сутью НЛП. Если мы признаем, что за каждым нашим поведением стоят позитивные намерения, тогда мы будем создавать и искать им доказательства.

Если, как мы полагаем, люди имеют позитивные намерения - почему же они плохо поступают?

Общеизвестна мудрость, что "Дорога в ад устлана благими намерениями". Наличие хороших намерений еще не гарантирует хорошего поведения. Люди с добрыми намерениями совершают плохие поступки в силу ограниченности их карт мира. Проблемы появляются тогда, когда карта мира человека с хорошими намерениями, имеет очень мало выборов для их реализации. Именно поэтому, важно рассматривать принцип позитивного намерения в соотношении с другими положениями НЛП. В изоляции от других прессупозиций и технологий НЛП, принцип позитивного намерения был бы, на самом деле, наивно идеалистичен. Без овладения техник изменения НЛП, средств осмысления, навыков коммуникаций и т.д. было бы не важно, имеет кто-то позитивные намерения, или нет, потому как он беспомощен, в попытках увидеть поведение в новом свете. Как указывал Эйнштейн "Невозможно решить проблему, думая о ней в том же ключе, в котором она создавалась". Принцип позитивного намерения должен работать в паре с сильным и эффективным творчеством, а также умением решать проблемы.

Также важно помнить, что люди могут иметь позитивные намерения только для особой части целостной системы, с которой они отождествляются и которую осознают. Таким образом, человек, который сознательно и "целеустремленно" причиняет другим вред, часто имеет позитивное намерение для себя, но не для других. Фактически, понятие "негативные намерения" скорее всего возникают именно в таких случаях.

Люди, не признающие понятие "позитивное намерение", просто опасаются быть, или показаться наивными. Часто они чувствуют себя не в состоянии что-либо изменить. Без овладения соответствующими навыками НЛП, люди просто остаются с ощущением, "Если бы, действительно, они имели позитивные намерения - изменение произошло бы уже сейчас".

Важно, однако, не смешивать понятия о том, что людьми движут позитивные намерения, с идеей, что люди всегда способны заботиться о "высших интересах" или об остальной системе. Факт того, что у других есть позитивные намерения, не делает их автоматически мудрыми или способными быть альтруистами - это результат ума, навыков и их карт мира. У Адольфа Гитлера было очень позитивное намерение для той части системы мировоззрение, которой совпадало с его.
Грабитель, который крадет или, возможно, даже, убивает другого, чтобы добыть денег - имеет позитивное намерение для себя, но не для своей жертвы. У Европейских первооткрывателей, которые убивали коренных жителей Америки, чтобы защитить свои семьи, тоже были позитивные намерения, но ограниченные "выборы". В их карте "красные дьяволы" не были людьми. Коренные американские жители, убивающие европейских завоевателей, чтобы защитить свои охотничьи земли, - также имели очень позитивные намерения, но ограниченные выборы. И те и другие испытывали недостатки навыков в эффективном общении друг с другом и их карты мира не позволили им уважать и считаться с различием культур.

Разве приятие того, что поведение продиктовано позитивными намерениями, делает поведение правильным?

Тот факт, что за каким то действием или симптомом может стоять позитивное намерение, не оправдывает поведения и не делает его правильным. Скорее, принцип позитивных намерений констатирует, что необходимо находиться в состоянии постоянно менять поведение, понимая симптом или сопротивление. Принцип позитивного намерения больше адресуется к "изменению", "исцелению" и "экологии", чем "морали" и "справедливости", больше к будущему чем к прошлому. Этот принцип просто подтверждает, что исцеление и "ассоциативная коррекция" обогащают "скудную" модель мира. Эти новые выборы смогут удовлетворить позитивное намерение или цель таким образом, что человек ( сознательно или бессознательно ) попытается что-то осуществить, не имея при этом никаких негативных или патологических последствий проблемного поведения или симптома.

Но я не могу найти позитивные цели у некоторых поведений.

Позитивные намерения на всегда сознательны или очевидны, потому что мы не привыкли думать в ракурсе позитивных намерений. Иногда трудно их обнаружить сразу и поэтому нам легче спрятать это за другими объяснениями поведения или симптома. Но если кто то заглянет поглубже, то найдёт их.

Иногда намерение или "глубокая структура" не проявляются во внешнем поведении. В таких случаях отношения между намерением и поведением могут показаться парадоксальными. Я, к примеру, работал с самоубийцами, чьи позитивные намерения были "обрести мир." Родители иногда физически наказывали или, даже, оскорбляли своих детей, "показывая, тем самым, что они их любят." Тайна, кажущихся парадоксальных отношений между позитивными намерениями и поведением, лежит в событиях прошлого и той модели мира в которой формировались взаимоотношения.

Другое заключение сочетания принципа позитивного намерения с иными предположениями НЛП говорит что неважно, насколько "злым", "сумасшедшим" или причудливым кажется это поведение - это лучший, для данного человека выбор, именно в этот момент времени, данный его моделью мира. То есть, все поведение воспринималось как необходимое или подходящее ( с точки зрения того, кто его совершает), как текст, в котором все указано. Однако, часто случается, что позитивное намерение, для которого уже установлено поведение, больше не служит поведению. Например, позитивное намерение "мести" часто, первоначально, инициировано желанием "все урегулировать", чтобы попытаться оздоровить ситуацию. Вместо этого люди бесконечно и с возрастающей силой враждуют (как Хэтфилдс и Маккойз). Для действительного оздоровления ситуации, необходимо разбить порочный круг, найдя такой способ мышления, который отличается от первоначального (создавшего проблему). Важно помнить и признавать, что ситуация в которой возникла проблема - сейчас уже устарела, а позитивное намерение или цель, стоящие за ней, все еще действуют.

Что, если я не могу найти каких - либо позитивных намерений в прошлом?

В некоторых ситуациях позитивная функция симптома или поведения не были частью первичных обстоятельств, а были утверждены позже как "вторичная выгода". Например, у человека совершенно нет намерения заболеть и когда он , действительно, заболевает, то становится объектом огромного количества внимания, а также освобождается от своих обязанностей. Это внимание и освобождение, полученные как позитивная сторона болезни, могут стать вторичной выгодой, указывающей на места дисбаланса, в нормальной жизни человека, на которые стоит обратить внимание. Если они неадекватно распределены - человек может заболеть.

Люди не всегда соглашаются, когда я говорю о хороших альтернативах.

Важно помнить, в данном случае, что есть неуловимая, но важная разница между "альтернативами" и "выборами". "Альтернативы" - очевидны человеку, "выборы" - это альтернативы, которые становятся частью карты человека. Множество возможностей или альтернатив еще не говорит о наличии выбора. Выбор включает в себя способность выбирать наиболее предпочтительные контексты.

В НЛП говорят: "Один выбор - не выбор. Два выбора - дилемма. Только имея три выбора, можно говорить о его действенности."

Как насчет того, что, соглашаясь с другими выборами, человек продолжает вести себя по-прежнему.

Что смущает людей в понятии принцип позитивного намерения - это их предположение о том, что "им виднее". Они достаточно разумны и зрелы для использования других альтернатив в достижении желаемых намерений. Люди снова и снова повторяют, что они понимают, что для них хорошо и как достичь то, что они, на самом деле, хотят, существующим поведением.

Влияние событий прошлого часто простирается и выходит за пределы одной отдельной ситуации. При определенных обстоятельствах, события могут вызвать измененное состояние сознания, ведущее к его "расщеплению", так же, как часть мыслительного процесса становится дисассоциирована от остальных. Эта отделенная часть сознания, которую Фрейд называл "вторичным сознанием", могла бы вырабатывать идеи, зрения, "очень сильные, но отрезанные от общего процесса коммуникаций и сознания."

С точки зрения НЛП, люди всегда перемещаются между различными состояниями сознания. Есть всевозможные состояния нервной системы. Факт, что полезно и желательно иметь "части". В обстоятельствах, которые требуют высоких уровней действия, люди, часто приводят себя в состояние несоответствующее их норме. Определенные задачи требуют, использования и тела и нервной системы определенным образом. Например, атлетические выступления, рождение ребенка, а также задачи, требующие высоких уровней концентрации, как хирургия - часто сопровождаются особым состоянием. Идеи восприятия и мысли, возникающие в эти моменты могут "общаться между собой" легче, чем в других ситуациях. Этот процесс - один из способов не утонуть в собственных ощущениях.
Степень влияния особых "частей" зависит от уровня, на котором они были сформированы. Некоторые части сформированы на уровне способностей, как например, "творческая" часть, "логическая" или "интуитивная". Другие части, в основном, находятся на уровне убеждений и ценностей; как например "здоровье превыше успеха" или "семья важнее чем карьера". На том же уровне может быть и такая часть, как "во взрослом всегда есть часть ребенка".
Разные части могут иметь и разные намерения, цели и способности, которые могут быть, или не быть связаны с другими частями личности и ее нормальным состоянием сознания. Таким образом, в то время как одна часть личности понимает что-то, другая может и не понимать. Пока одна часть личности верит во что-то, по ее мнению, важное - другая может считать это не обязательным. В результате человек может иметь разные части с разными намерениями. Эти намерения могут привести к их конфликту, - поведению, кажущемуся странным и неразумным.

Другими словами, тот факт, что "нормальное сознание" одобряет другие выборы, еще не означает, что "вторичное сознание", движущее поведением, поймет и примет их. Симптом только тогда абсолютно "переобрамлен", когда часть личности, вырабатывающая проблемную реакцию, опознана, а позитивные намерения, стоящие за ней, поняты и признаны, и когда другие эффективные выборы, для достижения позитивных намерений, приняты этой частью. (Особенности того, как управлять этими соотношениями были детально рассмотрены в книгах по НЛП., Корни НЛП, Из лягушек в принцессы, Решения, НЛП том 1, Рефрейминг.)

Вы говорите, что нет зла?

Совершенно очевидно, что понятие "зло" - очень древнее. И вероятно кого то удивит, что оно не всегда существовало, как важная часть человеческого сознания. В книге Джулиана Джейнса "Происхождение сознания в расстройстве ума" (1976) указано, что упоминание понятия "зло" не появлялось в старинных рукописях и артефактах (Греции, Египта, Иудеи) примерно до 1200 года от рождества Христова. Согласно Джейнсу, чтобы возникла идея "зла", поведение людей должно было восприниматься как совершенно изолированное от воли различных Богов, контролирующих их, для этого надо было иметь свою собственную "свободную волю". Только с возникновением контактов между людьми с различными культурами, и в результате убеждения, что различия в поведении людей происходят из их собственных внутренних мыслей и воли, появились такие понятия как "обман" и "зло". Без индивидуального сознания и воли - не может быть ни позитивного, ни негативного намерений. Могло бы показаться, что концепция зла возникла из внутренней борьбы за осознание того, что происходит, в соответствии со своим внутренним программированием.

Даже в древние времена, однако, "зло" связывали с темнотой, а хорошее - со светом. Разрушительное и вредное поведение приходило из тьмы, а дарящее любовь и исцеление - "из света". Эта метафора очень хорошо подходит к понятию НЛП о позитивном намерении. Позитивные намерения подобны свету, а их цели - осветить и обогреть мир. Симптомы и проблемное поведение возникают из темноты - места, куда не проникает свет.
Важно осознавать, что "тьма" - не сила, а просто отсутствие света. Свет может освещать тьму, но темнота не может проникнуть в свет. Таким образом, отношения между светом и тьмой не складываются как борьба между противоположными силами. Есть два вопроса, "Что препятствует свету?" и "Как дать свет там, где он нужен?"

В понимании НЛП тьма порождается из узкой карты мира, или из чего то в этой модели, что препятствует свету и бросает тень на позитивные намерения. Изменения приходят из "расширенного отверстия" персональной карты мира, или нахождения и трансформации препятствий в свет, но не борясь с тенью. В соответствии с НЛП препятствие свету приходит из ограничивающих убеждений или "мыслительных вирусов" в нашей ментальной карте мира. Обычно эти препятствия приходят как убеждения, противоположные основным предположениям НЛП.

Например, просто представьте ,как легко создать конфликт или бурю, приняв следующие убеждения: "Есть только одна, подлинная, карта мира. У них (выбранных врагов) плохие намерения. Они негативно настроены, они хотят навредить нам. Они не способны меняться - мы пытались сделать все возможное. Они - не часть нашей системы - они абсолютно другие."

Именно эти убеждения лежат в основе зверств, когда-либо совершенных в истории человечества. Фундаментальный "свет" и целительная способность НЛП происходит из, абсолютно другого набора, предположений: "Мы - система, являющаяся частью более крупной системы. Именно эта система и есть фундаментальный механизм, направленный на оздоровление и адаптацию. Следовательно, нас всех, в конечном итоге, побуждают позитивные намерения. Наши карты, однако, ограничены и потому не всегда обеспечивают нас всеми возможными выборами. Тем не менее, мы в состоянии принимать жизненно важные решения и автоматически следовать им. Результатом будет расширение модели мира, включая другие выборы и способности, для защиты, мудрости и помощи другим в достижении того же."

Понятно, что именно этот тип убеждений привел к концу Холодной Войны, разрушил Берлинскую Стену и начал приносить мир в Ирландию и на Ближний Восток. Претворение этих принципов в жизнь и есть - основная миссия НЛП.

 

Роберт В. Дилтс. "Луч Света в Темном Царстве"